Положа руку на сердце, признаемся: для подавляющего большинства игроков основной интерес игры в World of Warcraft заключается в процессе одевания персонажа. И если вы думаете, что это быстро, скучно и слишком легко, то вы глубоко ошибаетесь. Сколько историй, в большинстве своем трагикомических, связано с несправедливым разделом игровых вещей; сколько друзей переругалось из-за кучки пикселей; сколько гильдий развалилось, не сумев придумать внятную систему раздачи высокоуровневых фиолетовых одежек. Даже техподдержка и пиар-отдел игры не знают этого. Зато любой более-менее опытный игрок навскидку вспомнит множество примеров.

Конечно, в WoW предусмотрены способы честного раздела вещей (рол), а в гильдиях обычно работает какая-либо из dkp-систем (если оба эти понятия вам не знакомы — ниже по течению мы дадим объяснения). Но факт остается фактом: одевание своего внутриигрового альтер-эго — захватывающее и в то же самое время весьма нервное занятие.

Ответ на вопрос, почему же так получается, весьма прост. При прочих равных условиях (правильно развитый персонаж, отличная скорость интернета) в бою «стенка на стенку» или в честной дуэли победит тот, кто лучше одет. Конечно, мы ни в коем случае не пытаемся оспаривать тот факт, что прямые руки хозяина персонажа могут благоприятно решить исход боя даже с противником, одетым на порядок лучше. И да, мы в курсе, что есть такие особи, которых можно одеть в самые заоблачные эпики, но и после этого они умудрятся проиграть девять боев из десяти, однако в целом исключения скорее подтверждают правило. Да и «рулить» мощно одетым персонажем — удовольствие гораздо большее, чем бегать в драной «зеленке» и шарахаться от каждой тени.

Одним словом, хорошие вещи, пожалуй, основной залог того, что вы будете получать удовольствие от игры, особенно от ее PvP-составляющей. По большей части это касается высокоуровневых персонажей, хотя малышам тоже стоит запомнить несколько правил. Итак, сегодня речь пойдет о том, что стоит знать, одевая персонажа, и на какие грабли лучше не наступать, дабы не заработать себе репутацию ниндзя-лутера (то есть того, кто хватает все, что плохо лежит).
Для тех, кто помладше, — сеты

Начнем мы с того, что напомним классификацию вещей в игре. Вещи с серыми и белыми названиями — чистой воды шлак, их можно сразу нести вендору. Зеленые — средние и ничем не выдающиеся, обычно могут повышать один-два параметра. Чувствуете, откуда растут ноги у упомянутого чуть выше по тексту выражения «драная зеленка»? Все верно, персонаж высокого уровня в зеленых вещах в рейде выглядит как Иванушка-дурачок на приеме у британского посла. Синие — вещи редкие, они могут хорошо повысить несколько параметров или дать персонажу какие-то интересные способности, в том числе и небоевые — например, способность выглядеть как член противоположной фракции. Фиолетовые — эпические вещи (эпики), добыть их весьма сложно, но и потраченные на них усилия того стоят. Ну и оранжевые — вещи легендарные, раздобыть такие очень трудно, и в игре они представлены по большей части оружием (скажем, меч Thunderfury, молот Sulfuras).

Некоторые вещи хороши сами по себе, а некоторые объединены в так называемые сеты. Сет — это комплект одежды или оружия, который дает тем больше дополнительных бонусов, чем больше вещей, в него входящих, носит персонаж. Сеты бывают самых разных уровней, цветом могут быть от зеленого до фиолетового. Как следует из определения, состоять сеты могут минимум из двух вещей.

Одна из определяющих особенностей сетов — большинство составляющих их вещей относятся к категории bop (binds on pick up, то есть «прилипают при взятии»). Фактически это означает, что они не могут быть переданы, куплены, получены в дар. Тот, кто забрал с монстра bop-вещь, автоматически становится ее владельцем, и если когда-либо надобность в ней отпадет, останется лишь продать ее за копейки вендору или разобрать на составляющие. Впрочем, в некоторых сетах есть и обычные вещи категории boe (binds on equipped — «прилипают при одевании»). Эти части можно купить на аукционе или, например, получить в подарок от согильдийца — они становятся непередаваемыми только тогда, когда вы их наденете. Дабы не быть голословными, рассмотрим пару показательных сетов.

Dal Rend’s Arms Set. Два меча (в правую и левую руку соответственно), оба bop, с отличными параметрами и очень стильно выглядящие. Мечта любого разбойника, пока он еще не начал ходить в рейдовые инстансы; также эти мечи очень любят охотники и иногда берут воины. Цвет сета — синий, уровень — 58, бонус сета — неплохое повышение силы атаки. Выбиваются эти мечики из босса по имени Warchief Rend Blackhand, которого надлежит искать в инстансе Upper Blackrock Spire (лимит рейда — 10 человек).

Embrace of the Viper Set. Простейший пример зеленого сета для малышей 19—23 уровня. Идеально подходит для друидов, хотя может быть полезен любому классу, который умеет носить кожаную броню. Состоит из пяти вещей: броня, штаны, перчатки, сапоги и пояс. Бонусы добавляются с надеванием каждой следующей вещи (за две любые надетые вещи сета — повышение урона от природных заклинаний, за три вещи — повышение уровня владения ружьем, за четыре — повышение эффекта лечащих заклинаний, за пять — хорошая прибавка к показателю интеллекта). Вещи этого сета можно получить из монстров и боссов инстанса Wailing Caverns (проходится группой из пяти человек). Все вещи сета, кроме перчаток, относятся к категории bop.

А теперь пару слов о писаных и неписаных правилах раздела вещей. Играя в партии, помните: если вы один-два раза случайно (или не случайно) ошибетесь, забрав вещь, которая вашему классу абсолютно бесполезна, зато могла бы пригодиться одному из ваших сопартийцев, то следующий раз, скорее всего, вас с собой просто не возьмут. И хорошо, если нечаянно забранная вами вещь относится к категории boe и может быть с извинениями отдана тому, кому она была нужна. А вот если это будет предмет категории bop, да еще такой, шанс выпадения которого стремительно пикирует к нулю, и вы по незнанию уведете его из-под носа игрока, который ходит именно за этой вещью уже пятидесятый раз и все никак не может ее получить, — тут уже несложно попасть в список игнора всей группы.

В то же самое время мы не призываем вас заниматься благотворительностью и в ужасе отказываться от участия в роле (рол — от англ. roll, кидать кубики) только потому, что кто-то из сопартийцев завопил, что он за эту вещь готов прямо тут удавиться, застрелиться, повеситься и выпрыгнуть с первого этажа. Внимательно посмотрите на параметры вещи, прикиньте, какому классу она могла бы быть более полезна; сравните ее с тем, что экипировано на вас, и уже после этого принимайте решение. Стандартные пункты рола: need (вещь реально нужна, хочу ее надеть), greed (носить не буду, беру, чтобы продать) и pass (не нужно мне это барахло вовсе). Учтите, что категория need имеет приоритет: если хоть один игрок группы выбрал ее, то он автоматически получит вещь; если нажавших на need было двое, а остальные выбрали greed — рол будет только между первыми двумя.

Обычно при походах в инстансы старше 40 уровня ведущий перед каждым боссом меняет способ деления лута (вещей, выпадающих из монстров) на мастер-лут, который у игроков давно получил название «защита от дурака». Суть его в том, что при убийстве босса (с которого обычно падают bop-вещи) никто в партии не видит лута и не может случайно или намеренно забрать выпавшие вещи. Мастер объявляет партии, что выпало с босса, после чего игроки договариваются между собой, кто что хочет забрать. Только когда все договоренности достигнуты (а иногда на это уходит немало времени), вещь отправляется победителю.

Главное — не переборщить: если ведущий группы будет постоянно держать партию под мастер-лутом, процесс обсуждения каждой выпавшей зеленой ерунды (которая тем не менее тоже стоит денег) может сильно затянуть поход. И еще один момент: мастер-лутером лучше назначить игрока, которому все доверяют (это очевидно) и у которого очень хороший и стабильный интернет, — имейте в виду, если в момент раздела вещей мастер надолго выпадет из игры, добраться до лута никто не сможет и он через некоторое время пропадет.

В WoW купить самые интересные предметы просто нереально — подавляющее их большинство относится к категории bop. На аукционе вы можете найти разве что некоторые части сетов (например, пояс и браслеты тир-1 — поскольку это boe-вещи). Конечно, множество весьма неплохих шмоток можно скрафтить, хотя найти действительно сильного ремесленника, знающего очень хорошие рецепты, весьма сложно.
Для тех, кто постарше, — тиры

Для высокоуровневых игроков наибольшую ценность имеют сеты фиолетовых вещей, которые в игре называются тиры (tier). Тиры классифицированы, и им присвоены порядковые номера. Основное отличие тира от сета — тир рассчитан на определенный класс и представители другого класса просто не смогут его носить. Обычно тир состоит из 6—9 вещей и дает весьма неплохие бонусы тому, кто умудрится собрать его полностью.

Тиры можно подразделить на две больших категории: PvE и PvP. PvE-тиры добываются во время походов в инстансы. Bop-вещи таких тиров выпадают из боссов, boe-вещи — из обычных монстров. Каждый убитый босс делает рейд богаче на два, реже три и более эпика. Загляните в любую базу данных по WoW — трудолюбивые игроки давно собрали данные, какие именно предметы тиров могут быть выбиты с конкретного босса и каков процент выпадения.

Теперь обратимся к PvP-тирам, или комплектам боевой брони. Вещи этих тиров игроки покупают за очки чести и медальки, полученные за любые боевые действия. После того как в игре капитально поменялась система чести и были отменены все боевые звания, добывание PvP-тиров стало одним из любимых занятий геймеров. На самом деле за день-два баталий (а то и за несколько часов, если подберется достойная команда) можно набрать вполне достаточно, чтобы купить один из предметов боевого тира. Путем нехитрых подсчетов получаем, что гарантированно собрать тир полностью получится за... неделю игры. Это, конечно, абсолютные цифры, потому что мало кто готов сидеть в игре неделю без перерыва, но в сравнении с тем временем, которое требуется убить, чтобы собрать PvE-тир, разница очевидна.

На вопрос, какой тир лучше, единственно верного ответа нет. Замысел Blizzard тем не менее угадывается. PvE-тиры рассчитаны прежде всего на игроков, которые предпочитают походы в инстансы, и потому дают больше бонусов защиты или лечения и преимущества для партии. PvP-тиры в первую очередь увеличивают атакующие возможности игрока и потому предназначены для тех, кто любит бой с себе подобными и похожим развлечениям предпочитает арены, бэтлграунды и дуэли.

Награды за квесты в WoW хороши лишь до тех пор, пока персонаж растет. Как только вы добрались до предела, от них становится мало пользы. Однако подавляющее большинство самых мощных вещей в игре делается именно через квесты. Их количество невелико, выполнить их очень сложно, зато результат вознаградит все усилия.

Например, чтобы получить легендарный меч Thunderfury, Blessed Blade of the Windseeker, вам придется, уповая на везучесть, выбивать две части меча в Molten Core (падают с боссов Barron Geddon и Garr, шанс дропа, по разным источникам, — от 0,1 до 5%), добывать эссенцию с босса Ragnaros, собирать немыслимое количество дико дорогих ингредиентов, а на закуску еще и убить босса Thuderaan. Только после этого в ваши дрожащие руки упадет, наконец, вещь, обладателей которой практически на любом сервере можно пересчитать по пальцам рук. Разумеется, без помощи гильдии этот квест выполнить нереально.

У любого, кто не играл в WoW, к концу статьи явно должен созреть вопрос: зачем в игре столько вещей? Зачем, собрав один тир, тут же приступать к поиску другого? Зачем игроки охотятся за вещами, не входящими в тиры, когда у них уже есть полностью «фиолетовый» персонаж?

Все дело в том, что для активно играющего геймера одного комплекта одежды недостаточно. Игроки собирают вещи, в которых удобнее бегать в одиночку или в группе; собирают комплекты, дающие повышенную защиту от огня, холода или яда; есть и такие, кто всем боевым параметрам предпочтет просто очень стильно выглядящую шмотку и будет, например, одевать своего друида во все зеленое — потому что ему так хочется.